Башмак тормозной железнодорожный горочный это тип тормоза, используемый для вагонов железнодорожных поездов, управление ускорением (спуск) или для поддержания их в неподвижном состоянии. Хотя основной принцип устройства аналогичен принципу использования для автотранспортных средств, эксплуатационные характеристики являются более сложными из-за необходимости управления сразу несколькими сцепными вагонами, оставшихся без локомотива. Горочный башмак - один из способов торможения, исторически применяемый на железнодорожном транспорте.
Конструкция башмака тормозного проста и надежна - это подошва (основание башмака) и непосредственно сама тормозная колодка закругленной формы, для максимального соприкосновения с колесом вагона.
Полоз имеет в поперечном сечении П-образный профиль. Передняя (заходная) часть полоза имеет сужение и утончение до 2,5 мм для беспрепятственного наезда колеса вагона. Задняя часть полоза имеет закругление вверх и предназначена для направления движения башмака по головке рельса.